Что выбрать на кроп? 85mm vs. 50mm vs. 35mm
«Какой фикс взять на кроп?» — очень часто вопрос звучит именно так. «Что взять для портрета, 85mm или 50mm?» — тоже один из вариантов подобных вопросов. Итак, тема сегодняшней статьи: «Что выбрать на кроп? 85mm vs. 50mm vs. 35mm».
Действительно, обычный путь любого человека, который увлёкся фотографией и зеркальными камерами, выглядит следующим образом: покупается так называемый «китовый» комплект, в который входит сама тушка фотоаппарата и стандартный зум-объектив, формата 18-55mm, 18-105mm, 18-135mm и т.п. После этого спустя месяц-два, а то и пару лет человек начинает замечать, что чего-то не хватает. Того пресловутого «качества». Чаще всего он тут же идет на форум (или в поисковик) и просит подсказать, что же делать дальше, как улучшить получаемый в процессе съемки результат? Один из верных способов, покупка более узконаправленного объектива, так называемого «фикса» — объектива с фиксированным фокусным расстоянием. Поскольку такие вопросы чаще возникают у людей, снимающих на любительские камеры, то и поговорим мы сегодня о фиксах для кропнутых зеркалок. Дабы ещё сузить тему, рассмотрим самые популярные объективы: 35mm, 50mm и 85mm.
Поскольку речь будет идти скорее о фокусных расстояниях, чем о конкретных моделях объективов, то основы данной статьи подойдут как для владельцев Nikon, так и поклонников Canon, Pentax и Sony. Ближе к концу статьи будут более конкретные рекомендации владельцам Nikon.
Итак, вы счастливый обладатель кроп-камеры от одного из популярных брендов. Кроп-фактор вашей камеры 1.5 или 1.6. Это означает, что длина и ширина матрицы вашего фотоаппарата меньше в 1.5 (или 1.6) раза полноразмерной матрицы, устанавливаемой на профессиональных (а с недавнего времени и на некоторых любительских) зеркалках. Не будем вдаваться в подробности. Скажем лишь только, что эти показатели важны при выборе объективов, на которых все значения фокусных расстояний проставляются в соответствии с полноразмерными матрицами. Т.е. это некий стандарт.
Итак, на полноформатных зеркальных камерах объектив 50mm называют стандартным: считается, что им можно снимать в любых жанрах. Эдакий универсальный фикс. Есть даже несколько всемирно известных фотографов, которые снимали (или ещё снимают) исключительно на «полтинник», аргументируя это тем, что «это соответствует видению человека» (т.е. он не приближает и не отдаляет). В общем-то так и есть. Смотря в видоискатель при надетом объективе в 50mm мы увидим именно то, что видят наши глаза*, лишь с той разницей, что кадр ограничен рамкой.
Да, объектив 50mm универсален для полнокадровой камеры, но если речь идет о кроп-камере, всё тут же меняется. Пусть объектив по прежнему будет отображать то, что вы видите, однако сама площадь кадра уменьшится пропорционально размерам матрицы. Возможно, звучит тяжело для понимания. На картинке ниже показано, как примерно выглядит разница при съемке на фикс 50mm на полноформатную и кроп-камеру.
Площадь кадра при съемке на одинаковых фокусных расстояниях на полнокадровой и кроп-камере значительно различается
Да, в случаях с кроп-камерой меняется угол обзора объектива. Поэтому говорить, что 50mm на кропе – это всё равно, что 75mm (80mm при кроп-факторе 1.6) на полнокадровой камере несколько некорректно. Корректнее сказать, что угол обзора у 50mm соответствует 75mm на кропе. Что это нам дает? По сути ничего хорошего – как штатник 50mm объектив становится слишком «узким», а следовательно на роль универсального фикса уже не годится. Так что брать его в качестве штатного на кроп не имеет смысла.
Некоторые говорят, мол на кропе 50mm – портретник. На самом деле ничего подобного. Как мы выяснили выше – меняется лишь угол обзора. Однако объектив остается по-прежнему непригоден для съемки лицевых портретов ввиду достаточных искажений. Так что 50mm на кропе – весьма сомнительная затея. По моим убеждениям его лучше вообще не брать (на кроп). «Так что же брать?» — спросите вы. Давайте разбираться.
Как я уже говорил, 50mm используется как штатник на ФФ («фулфрейм» — полнокадровая камера). Но и для кропа есть такое замечательное фокусное расстояние, которое можно назвать стандартным и универсальным. Это объективы 30-35mm. Дело в том, что с ними мы получаем аналогичный 50mm угол обзора: 30mm условно превращается в 45mm (48mm у Canon), а 35mm в 53mm (56mm у Canon).
Основная проблема использования 50mm на кропе – это нехватка места в помещении во время съемки из-за малого угла обзора. С 30-35mm всё приходит в норму. Человека снять в полный рост в помещении – не проблема. Также объектив с таким фокусным отлично подходит для пейзажа и стрит-фото.
А вот если вы хотите снимать отличные портреты, то 85mm – ваш выбор. Стоит лишь отметить, что лучше всего использовать этот объектив вне помещений или в больших помещениях. Потому что в обычных квартирах с его помощью можно получить лишь лицевые и поясные портреты, да и то придется пообтирать стены.
Почему же для портретов из рассматриваемых объективов больше всего подходит 85mm? Один из важнейших параметров – это минимальные искажения данного объектива. Портреты получаются натуральными. Второй плюс – это любимое многими боке. Дело в том, что при прочих равных, размытие заднего плана на 85mm гораздо более выражено, чем на 50mm и 35mm. Благодаря этому портреты получаются красивыми и воздушными.
Немного конкретики для владельцев Nikon. В качестве штатного фикса на кроп-камеры стоит брать Nikon 35mm 1.8G или Sigma 30mm 1.4. И лучше первый вариант – его цена сейчас около 7500 рублей. Б/у можно купить за 4500-5000 рублей. Что-то лучшее за такие деньги сложно себе представить. Есть ещё отличная Sigma 35mm 1.4. В отличие от предыдущих объективов она подходит и для полнокадровых камер (а если быть точнее, то для них её обычно и покупают). Стоит она дорого – около 30 тысяч рублей. Брать её новичку нет никакого смысла – это должна быть обдуманная покупка.
Что касается объективов 85mm, то тут владельцам фотокамер Nikon стоит обратить внимание на Nikon AF-S 85mm 1.8G. Это относится и к владельцам тушек со встроенным мотором автофокусировки (называют чаще «отверткой»), которые могут купить более дешёвый и старый Nikon AF 85mm 1.8D. Но лично я делать этого не советую, поскольку новый объектив совершеннее. Здесь опять же на горизонте маячит Sigma, а именно объектив Sigma 85mm 1.4. Стоит он дороже, но и картинку дает соответствующую. Совет по этому объективу у меня примерно такой же, как и по Sigma 35mm – брать только осознанно.
Итак, подведу некий итог данной статьи (которая получилась больше, чем я планировал). Если у вас кроп-камера, то нет никакого смысла брать объектив 50mm. Он не будет ни портретником, ни штатником. Если нужно стекло для портретов – присмотритесь к объективам с фокусным расстоянием 85mm. Если нужен штатный фикс, объективы в диапазоне 30-35mm – ваш выбор.
___________
* скорее всего больше глазу человека соответствует фокусное расстояние в 43mm, но такие объективы – редкость.
Статьи по теме:
Что выбрать? Объективы 35mm
Что выбрать? Объективы 50mm
Что выбрать? Объективы 85mm
А также:
Обзор объективов
Yongnuo 35mm f/2 (видеообзор)
Nikon 35mm f/1.8G AF-S DX
Sigma 35mm Art (видеообзор)

А на кроп камеру какой лучше объектив взять для репортажи?
17-55mm f/2.8 или сигму 17-50mm
Вот интересно всеже по подробней разобраться. Соответствует глазу человека фр43 мм, это в случае с полным кадром или в любом случае ? Дело в том, что на фотоаппарате с кроп 1.5 тоже в видоискателе с фр на объективе 50мм изображение кажется более похожим на то, что видно без фотоаппарата, а в случае с фр 35 мм вроде заметны искажения. К сожалению полнокадровой камерв, чтобы сравнить нет. Получается бьектив с фр 35 мм для камер с кроп ф это не полный аналог классического 50мм, а только вынужденная альтернатива с таким же углом обзора для камер с кроп ф ? Еще непонятно, почему при соответствущем глазу фр 42 мм портреты снимают на обьективы с фр 85мм и выше? Какие именно искажения портят картинку. Где то читал упоминание, что важно расстояние до модели, поэтому для разных портретов разные стекла, для крупного одно, для поясного другое: получается расстояние до модели неменяется. Понятно только, что не все понятно.
Подскажите пожалуйста, какой объектив выбрать для съёмки видео на растаянии 2-4 метра помещение/улицы. Думаю приобрести Canon 250d или же лучше kit версию взять?
Если нет опыта с цифровыми зеркалками, то всегда лучше сначала брать китовый комплект, а уже потом дополнять другими объективами при необходимости (если поймете, что чего-то не хватает).
Спасибо, классный сайт!
Спасибо большое, наконец-то нормальное объяснение, а не «полтинник, это портретник на кропе». Стоит ли брать 135 мм на кроп? У нас его проще найти «б/у», чем 85?
Это не нормальное объяснение, а куча чепухи.
Начиная с того, что при кроп факторе 1.5 в полтора раза меньше диагональ сенсора, а не длина и ширина.
И заканчивая пресловутыми искажениями полтинника.
Перспективные искажения не зависят от фокусного. Вообще.
Они зависят только от расстояния до объекта съёмки (поэтому больше выражены на шириках, т.к. приходится ближе подходить). И именно за счёт другого угла обзора для получения кадров с одинаковым заполнением вы будете снимать на кроп с полтинником с того же расстояния, что на полный кадр с 85 — перспективные искажения будут одинаковые, просто будет разная ГРИП.
Если так трудно для понимания возьмите и проверьте на практике.
Посоветуйте обьектив для предметной сьемки (столовые приборы) на Никон Д7000.
Имею Nikon D7100 и Sigma 18-35 1:1.8 почти не снимаю с камеры всем устраивает. Есть 50mm 1.8 им не пользуюсь вообще.
А каким пользуетесь, если не секрет, почему сигма не ниавится?
Спасибо большое за такую полезную и интересную статью!))
Отличная статья, которых сейчас очень мало…все тщательно и ровно…
Хочу также внести свои 5 коп.
Насчет 35 1.8 ( для кропа), отличный хороший, но не всегда удобно, так как есть групповой портрет в небольшом помешении-все…приехали, зато как фикс для отдельных фото супер..и еще, нужно попасть на резкий, что также бил по фокусу, иначе просто будет vsmysq фикс и все…замахаешься поправлять в камере в плюс или мину (если еще поддерживает)
Что касается, тамрона 17-50 2.8 ( лично у меня без стаба), отличные фокусные, отличная светосила, и самое главное отличная цена…но опять же, смотрите и проверяйте тщательнее, иначе-горе, и еще он чуть медленнее по фокусировки-чем родные Nikon ( не все), но опять же цена и диафрагма
Добрый день. Посоветуйте объектив на зеркалку начального уровня Nikon d3ххх серий. Снимаю природу, портреты (не часто), памятники архитектуры.
Ознакомьтесь вот с этим материалом, он актуален и для вашей камеры https://mychaos.ru/chto-vyibrat/obektivyi-nikon-d5100-d5200-d5300
Для вашего случая я бы смотрел Sigma 17-50mm f/2.8 — только подбирать надо тщательнее, чтобы фокус точно бил.
Nikkor 50mm 1.4 ахренительный обьектив, хоть он и немного не удобный в помещении из за более узкого угла на кропе, но в пропорциях это те де 50мм что на фф, то есть то что видет глаз, и в этом плане он универсален, но только придется отходить подальше чтоб получить тот же угол что на фф, а 9 лепесеовая диафрагма дает красивое сливочное боке и стоит он бу 10-13 тыр
О боже, хоть кто-то нормально объяснил. Спасибо!
Спаси бо за статью. Как раз думала насчет 35 на кроп.
Спасибо за статью, очень познавательно!
Спасибо за статью. Как раз взял у знакомого поюзать 50 и не хватило в квартире для полного роста. Я понял что для меня лучше 35. Вы полностью подтвердили мою догадку! Еще раз спасибо!
А почему все зациклились на полный рост в квартире?
для квартиры нужно минимум 17, а лучше еще шире
в квартире вспышка нужна а не светосильный фикс
Доброго времени суток! Что скажете о Nikon 40mm f/2.8G AF-S DX, как будут на нем портреты?
Никак, это же макрообъектив, еще и 40мм всего. На макро в принципе крайне специфичные портреты, но тут еще и фокусное маленькое слишком. Любой классический полтинник позволяет получить более интересный результат при портретной съемке.
Что-то я вот тут не понял: а вчём принципиальная разница между 35 и 40 мм? Почему 40 не подойдёт для портрета?
Имею ввиду полноростовой или поясной в квартире!
Чтобы сделать 43мм на кропе, я использую 28/f1.8 (правда, 42мм получается, но все же…)
В паре с 7200 получается практически идеальный «уличник» — большой запас по кадру (6к Х 4к пикселей), легче и меньше, чем 800-ки и тем более, д4.
Просто для прогулок — самое лучшее решение (запас качества — то, что надо, в любом удобном кафе можно посмотреть на планшете результат, быстрый и достаточно легкий)…
Снял с языка. Использую на д610 как умеренный ширик на FF, или штатником на кропе. Идиальный вариант.
спасибо, нашла ответы на свои вопросы))
Мне кажется, что Вы несколько ошибаетесь относительно полтинника в качестве портретника на кропе, полтинник на самом деле на кропе для портретов и даже лицевых, годится вполне — вы правы в том плане, что меняется угол зрения при сьёмке на кропе, а не фокусное расстояние, но учитывайте тот фактор, что для того чтобы на кропе вписать лицевой портрет в обрезанный в полтора раза относительно ФФ матрицы размер, вам придётся и отойти назад в полтора раза далее от модели и геометрические искажения при этом станут соответствовать искажениям не 50мм обьектива, а обьектива с фокусным расстоянием в 75мм, что уже достаточно близко к портретным обьективам, которые хоть и принято считать с фокусных от 80мм, но уже достаточно близки от 75мм, не говоря уже о поясных или ростовых портретах, которые снимать полтинником на кропе получается очень даже прекрасно.
Очень многие фотолюбители на кропе в качестве портретника используют и обьективы с фокусным в 58 мм — это знаменитый и достаточно распространённый Фойтландер 58/1,4, который хоть и стоит около 500 долларов, тем не менее из-за своих оптических свойств и не смотря на то, что этот обьектив мануальный, используется фотолюбителями очень широко. Не менее популярен и советский Гелиос 58/2, которым комплектовались огромное количество советских камер и который стоит сегодня на вторичном рынке сущие пустяки — иной раз долларов 20-30, что позволяет многим фотолюбителям попробовать свои силы в работе с мануальной оптикой на цифровой камере, не выкладывая больших денег на это дело.
Спасибо большое Владимир за совет с Гелиос объективом.
Действительно хороший вариант.
Хмм,я,может в следующем году,куплю nikon d3300 или canon 650d,это будет моя первая камера и бюджет очень ограничен.Стоит ли сразу,переходить со смартфона-на зеркалку,пусть и с сенсорным экраном,но с мануальным объективом?
Нет, стоит взять фотоаппарат с китовым объективом. Мануальный как первый брать не стоит.
Если вы в смартфоне фотографировали в ручном режиме то возможно и стоит.
Объектив-то все равно останется 50 мм, сколько не отходи.
а что скажите об этом стекле Sigma AF 30mm f/1.4 EX DC HSM, в сравнени с Nikon 35mm f/1.8G AF-S DX?
Sigma 30mm двух версий бывает. Версия art интересная, но косяков много. В любом случае Sigma 30mm дороже, а разница в картинке не столь очевидна.
Вы меня правильно поняли на счет объективов, именно их я и имел ввиду. Почему вопрос у меня возник, потому, что я читал много отзывов и про 35 и 55мм, почему то отзывы плохие намного чаще встречаются именно на 35 объективе (что часто фокус промахивается, что резкость не очень) я понимаю, что некоторые покупают вещь и просто не умеют с ней обращаться, вот и пишут.
Скажите, примеры фотографий на сайте сделаны на fx или dx? Какая была обработка, если была? Спасибо!
На 35mm фотографии на этом сайте сделаны на кроп. В основном на D7000. Несколько снимков есть в обзоре
https://mychaos.ru/obzor-fototehniki/nikon-35mm-18g
Там есть тестовые фотографии стены, они не обрабатывались (резкость по ним можно оценить в общем-то). Остальные фотографии на сайте в основном просто проявляются в Lightroom и дополнительной стилизации редко подвергаются (если подвергаются, то это сразу видно).
Ещё фотографии можно по соответствующему тегу найти (там много чего, но и фотографии есть)
https://mychaos.ru/tag/nikon-35mm-1-8g
Сергей, у меня Nikon D3100. Вы правильно написали в начале статьи, что через некоторое время качества снимков ни китовском объективе не хватает, прям про меня!) По совокупности представлений и знаний о кропе, я тоже больше скланяюсь к 35 мм. Но вопросы остались)
1. Снимаю в помещении, больших площадей в большинстве российских квартирах чтобы достаточно далеко отбежать с полтинником натянутом на мою тушку нету, поэтому лучше использовать 35мм?
2. Как эти объективы отличаются по качеству материалов, если знаете конечно?
1. Как вы могли понять из статьи, я не сторонник использования полтинника на кропе. Сам я пользовался 35mm 1.8G в помещениях, и по сравнению с полтинником он гораздо удобнее (сначала у меня был 50mm, я его продал и взял 35mm). 35mm универсальнее на кропе в принципе, им удобнее снимать не только в помещении.
2. «Эти» — это какие?) Если взять 50mm 1.8G и 35mm 1.8G, то сделаны они одинаково. Одинаковый пластик, металлическое крепление байонета.
nikon 3100 + 50 mm 1,8. хочу широкоугольный объектив для общих сцен. стоит ли покупать 35 мм 1,8? почувствую ли я разницу?
Nikon 35мм на кропе будет стандартным, а не широкоугольным объективом. Разницу вы почувствуете в сравнении с 50мм, но всё равно он может оказаться узковат. Всё зависит от того, что будете снимать — группу людей в помещении поместить в 35mm не выйдет.
А в 50 мм группу людей в помещении поместить получится? Сморя сколько человек и какое помещение…
А что вы посоветуете для лицевых портретов и чтобы подходило для предметной съемки в помещении?
Вообще, для предметной съемки лучше макрообъектив. Проблема в том, что макрообъектив — не лучший выбор для лицевых портретов (некоторые исключения ниже). Вопрос ещё и в том, что за предметы будете фотографировать (их размер). Т.е. если предметы средних размеров, то можно взять 85mm как раз под обе задачи. А если всякие мелкие вещи, то без макро туго.
Варианты из макро, на которые можно неплохо снимать портрет: