Уже больше трех месяцев я пользуюсь Canon EOS R. Сегодня хочу вам рассказать о том, почему я выбрал эту камеру. Поговорим о плюсах и минусах этого фотоаппарата, чтобы вы смогли и для себя сделать вывод — нужна вам такая камера или нет.

Начнем с того, что я всегда очень тщательно подхожу к выбору фотокамеры. Почти всегда я знаю наперед плюсы и минусы фотоаппарата, который приобретаю. Минусы есть у всех камер. В конечном итоге я стараюсь выбрать ту камеру, плюсы которой для меня перекроют её недостатки. Именно так дела обстоят с Canon EOS R — эта камера не идеальна, но она мне подходит. И знаете, что самое крутое — она мне нравится.

Особенности системы

Теперь давайте по порядку. Canon EOS R — это первая полнокадровая беззеркальная камера от Canon. Её ждали очень долго. До 2018 года рынок полнокадровых БЗК был практически полностью занят камерами Sony. Какой-то небольшой процент ещё был у Leica, но учитывая, что цифры там совсем скромные, можно это даже не учитывать. И тут выходят полнокадровые беззеркалки у Canon, Nikon, а в начале 2019 ещё и у Panasonic. И битва за будущее фотоиндустрии, наконец-то, начинается по-настоящему.

К сожалению, Canon пришлось делать EOS R с оглядкой на собственные линейки зеркальных камер. EOS R заняла место между Canon 6D mark II и Canon 5D Mark IV в ценовом ряду компании. Это отразилось на функциональности. Матрица перекочевала от старшего брата Canon 5D Mark IV, а вот некоторые профессиональные вещи от четвертого пятака явно были оставлены для более дорогой полнокадровой беззеркалки, которая очевидно выйдет позже. Сюда можно отнести отсутствие второго слота для карт памяти, отсутствие джойстика, меньшую скорость серийной съемки и пр.

Внешний вид и органы управления

Теперь давайте повнимательнее посмотрим на камеру, на её органы управления и особенности. Первое, на что обращаешь внимание, когда только берешь камеру, это её внешний вид и тактильные ощущения от аппарата. Что касается внешнего вида, то он мне нравится. Камера темно-серого цвета, выглядит симпатично вживую — до того, как купил, смотрел картинки с камерой в интернете — мне особо не нравились. Но при личном знакомстве всё по-другому. Что касается первых тактильных ощущений, то они неоднозначные. Честно скажу, что мне не нравится пластик этой камеры на ощупь. Он немного шершавый. Вообще, он ощущается добротным и износостойким, с точки зрения долгого использования это скорее плюс. Хардкор, никакого вам софт-тач.

Хват понравился. Чтобы вы понимали, я до этого год снимал на Fuji X-T20. Кто ей снимал, тот знает, что недостатков у этой камеры немного, но вот её эргономика в плане хвата — это просто кошмар. Тут же по ощущениям всё на уровне зеркалок уровня Nikon D610 (который у меня когда-то был) или Canon 6D. Мизинец немного провисает. Но у меня и на огромном Pentax K1, который совсем недавно мы обозревали, наблюдается то же самое, так что это не критично.

Органы управления тут отличаются серьезно от того, что привыкли видеть на камерах Canon приверженцы данного брэнда. Нет классического кольца на задней панели в районе кнопки ОК. Появилась сенсорная панелька наверху. Появилось дополнительное колесо под большим пальцем. Пропало кольцо выбора режимов съемки. В общем, отличий, пожалуй, больше, чем сходств. Сейчас кратенько расскажу о том, что из элементов мне понравилось, а что — нет.

Сенсорная панель — просто отстой. Даже говорить тут больше ничего не хочу, но раз уж у нас обзор, то давайте развернем тему. Она неудобная. На неё можно навесить функции. Но её функционирование… Во-первых, чтобы её активировать нужно её зажать, она разблокируется и уже после можно ей управлять. Перемещаясь между пунктами с её помощью, листая фотографии и так далее постоянно присутствует ощущение, что эта панель тупит. Она с задержкой отзывается на касания, особенно если сравнивать с классическими кнопками. Поэтому для себя я решил пока её вообще не использовать.

Джойстика нет. Поэтому тут возникают дополнительные проблемы с управлением точками фокусировки. Потому что на том же Fujifilm X-T3, который мы тестировали недавно, джойстик был и отрабатывал он отлично. Здесь его нет, это сильно огорчает. Управлять точками фокусировки можно с помощью стрелочек, расположенных в районе кнопки ОК, что не очень удобно, потому что сначала придется менять режим фокусировки на точечный или зоннальный, потом нажимать кнопку изменения точки АФ и уже потом перемещать её стрелочками. Но есть способ куда более удобные и от которого я просто тащусь. У Fuji это тоже было, но там я не ценил — это управление точками фокусировки через экран при визировании через видоискатель. Это выглядит так, вы смотрите в видоискатель, а точку выбираете вслепую на экране. Звучит сложно, но это очень удобно. Единственный недостаток как по мне — невозможность использовать этот способ при съемке в перчатках. Опять же, если снимаете не через видоискатель, а по экрану — можно фокусироваться прямо по нему тапом, как на телефоне, экран тут сенсорный.

Раз уж заговорили про экран. Он очень крутой. Сенсорный, поворотный, крупный, очень яркий. Это то, за что Canon можно только хвалить. Фотоаппаратом опять же через экран очень удобно управлять, меняя настройки с помощью удобного меню. Что хорошо, то хорошо.

Что касается видоискателя, то тут не всё так однозначно. С одной стороны, он крупный и через него удобно снимать. Я заметил, что на Fuji X-T20 я практически никогда не снимал через видоискатель, а здесь я использую его постоянно и для фото, и для видеосъемки. Вообще, электронный видоискатель — одна из главных фишек беззеркалок. Возвращаясь к видоискателю Canon EOS R — есть к нему претензия, которая касается излишних бликов. Мне есть, с чем сравнить. Я такого бликования не наблюдал ни на Fuji, ни на других современных камерах. Причина этого мне до конца не ясна, но чтобы вы понимали насколько это критично — при низком солнце картинку удобнее отсматривать через экран, а не через видоискатель. И это у нас сейчас солнца практически нет, что будет летом — страшно представить.

Остальные управляющие элементы, которые мне не понравились:
— кнопка AF-On под большим пальцем. Ужасная, постоянно случайно нажимается. Поэтому стоит ставить на неё какую-нибудь незначительную функцию. Я поставил смену экрана и видоискателя.
— кнопка видеозаписи могла бы иметь расположение получше, нажимать не очень удобно
— Рычаг включения так и остался неудобным. Только у одного фотоаппарата Canon я встречал действительно удобный рычажок включения — у Canon 200D. У остальных он расположен не там, где бы хотелось.
— Верхний экранчик не могу назвать плохим, просто им как-то и пользоваться не приходится, хотя на зеркалках этот элемент был у меня очень востребован.

Элементы управления, которые понравились и о которых ничего не говорил ещё:
— Кнопка спуска, конечно. Удобная, как у Canon всегда и было.
— Кнопка Mode для переключения режимов — интересный вариант переключения между режимами, мне понравился.
— Колесо под большим пальцем — отличное и удобное решение.

Помимо джойстика мне не хватает на тушке отдельного рычажка переключения между фото и видео (например, как у Nikon Z серии), отдельной кнопки для переключения между видоискателем и экраном как у Fuji (приходится задействовать функциональную клавишу), а также отдельной кнопки для включения Wi-Fi (для отправки картинок на телефон), такая есть на Canon 200D.

Что касается разъемов различных в камере. То тут есть и разъем для микрофона, и разъем для наушников. Слот для карты памяти здесь одинарный, карточки используются SD — и за это стоит Canon сказать спасибо, это оптимальный формат для фотоаппаратов на сегодня на мой взгляд. Печально только то, что слот один. Расположен он удобно на боковой стороне — как и должно быть у камер подобного класса.

Аккумуляторы тут такие же, как у четвертого пятака. Емкость у них стандартная для таких камер — 1860 mAh. Аккумуляторы довольно живучие, 1000 кадров снять можно, что удивило, учитывая, что заявлено гораздо меньше. Некоторые снимают сериями и по 2000. В общем, с точки зрения энергопотребления тут всё хорошо. Нехорошо с точки зрения стоимости оригинальных аккумуляторов. Хотите запасной — будьте добры заплатить 5 тысяч рублей.

Работа фотоаппарата

Впервые за 30 лет Canon сменило байонетное крепление для своих объективов. Событие это знаковое, конечно. Новый байонет, который используется в EOS R называется Canon RF. Рабочий отрезок стал меньше и увеличилось количество контактов. С первым всё должно быть понятно — зеркало из камеры пропало, расстояние до матрицы от объектива сократилось, соответстветственно появилась возможность уменьшить рабочий отрезок. Контакты добавили для того, чтобы объективы могли передавать камере больше информации, в т.ч. об абберациях.

Но адепты старых байонетов, вроде меня, просто так не сдаются и поэтому для них камера идет сразу с переходником, через который можно подключить не только EF-объективы, но и линзы с креплением EF-S. То есть, кропнутые объективы. Об этом есть отдельное видео на канале, можете ознакомиться.

В итоге у меня была возможность поснимать как кропнутыми, так и EF-объективами. Первые имеет смысл использовать для видео в 4К особенно, а вот вторые можно использовать без каких-либо ограничений. Я не заметил за время использования EF-объективов с переходником никаких проблем. Всё работает так, как будто никакого переходника нет — и в фото, и в видеорежиме. А это ли не лучшая похвала?

RF объективов у меня пока нет, стоят они просто нереальных денег, особенно если мы говорим про полтинник 1.2 или Canon 28-70mm f/2.0. Есть более доступный 35mm f/1.8, но к нему есть вопросы, поэтому пока его не покупаю.

Что касается мануальной оптики. Возможно, ещё сделаю отдельное видео про неё. Если кратко, то тут есть фокуспикинг и дополнительный помощник в виде клиньев, помогающий фокусироваться. Ничего общего эти клинья с известными клиньями Додена не имеют, просто это два треугольничка, которые находятся сверху и снизу от фокусировочного квадрата. Когда объект находится в фокусе, клинья сходятся. Довольно удобная система, которая работает только на чипованной оптике и то не на всей. Если мы хотим подключить Гелиос к нашему EOS R, то понадобится кольцо с одуванчиком Лушникова. Которое придется ещё отстраивать по фокусу (фронт-бэк), иначе помощник фокусировки будет мазать. Без нормального чипа клинья не работают. А вот фокуспикинг работает всегда, так что можно и не заморачиваться, если вам достаточно этого инструмента.

Да, что касается фронт и бэк-фокуса. То при использовании автофокусных объективов его тут не бывает из-за особенностей фокусировки, можете не переживать по этому поводу. Проблемы только при настройке клиньев для сторонней мануальной оптики.

Да, поскольку рабочий отрезок Canon EOS R намного меньше, чем у EF-системы, в перспективе на нем можно будет использовать огромное количество мануальной оптики через переходники к байонету RF. Пока такие переходники — редкость, но потихоньку появляются. Это должно порадовать любителей прикрутить объектив за тысячу рублей к тушке за 150 тысяч рублей.

Что касается работы вспышек. То использовал на нем только одну вспышку — вторую версию 430-ой от Canon. Никаких проблем, всё работает отлично.

У фотоаппарата есть возможность съемки с электронным затвором. Называется это здесь бесшумной съемкой. По съемке с электронным затвором Canon однозначно уступает современным камерам Fuji, тому же X-T3. Нет никакой настройки электронного затвора, скорость съемки невысокая. При этом, когда вы снимаете с искусственными источниками освещения, то проявляется фликкер, мерцание, горизонтальные темные полосы на фотографиях. Из-за всех этих недостатков для себя решил не использовать электронный затвор.

Что касается работы механического затвора. Там есть несколько режимов. Тихий режим в т.ч. Мне показалось, что такие вещи замедляют съемку и звук затвора становится совсем уж специфическим, поэтому все подобные вещи отключил. Звук затвора в обычном режиме своеобразный. Во время съемки нет черного экрана — Canon вместо этого на доли секунды стопорит последнее изображение. Не могу сказать, лучше это, чем гаснущий на мгновение экран или нет — просто непривычно после использования зеркалок или БЗК с черным экраном. Просто ещё проблема в том, что это создает ощущение “лага”, прям как в требовательной компьютерной игре.

Фотосъемка

В камере используется Dual Pixel AF для фокусировки через экран и видоискатель. Они заявляют огромное количество точек, но это не имеет особого значения здесь. Давайте о реальных впечатлениях от работы.

Очень нравится снимать портреты этой камерой. Это и правда удобнее, чем зеркалкой. Я снимал модель в студии на Canon EOS R и Pentax K1 II параллельно и на Canon это было делать однозначно удобнее. В том числе потому, что здесь есть фокусировка по глазам. Пока правда она не работает в режиме слежения, но в ближайшей прошивке это обещают исправить. Фокусировка по лицу работает в любом режиме и делает она это просто отлично. Ну, DPAF не новая технология в принципе, те, кто снимал через экран на зеркальных камерах последнего поколения от Canon должны быть в курсе.

При лицевой фокусировке экспозиция рассчитывается по лицу соответственно. Чаще это работает в плюс. Но бывает странно наблюдать, когда при матричном замере сцены камера выставляет одно значение, а найдя лицо резко изменяет экспозицию. К такому надо привыкать, если вы снимаете портреты.

Следящая фокусировка тоже работает хорошо, никаких претензий к ней нет. Хотя я этот момент ещё буду тестировать, пока ввиду отвратительной погоды на улице снимать особо часто не выходит.

Кстати о съемке на улице и вообще о работе камеры. Она работает на удивление стабильно. Не зависает, работает в мороз без проблем. Я был несколько удивлен этими фактами. Особенно после периодических зависаний моего Fuji. Это вообще проблема фотоаппаратов с большим количеством электроники — они не так надежны, как зеркалки. Но EOS R пока никаких нареканий в этом плане не вызывает.

Фотоаппарат снимает в RAW и JPG. При этом тут два варианта RAW — без сжатия и сжатие с потерями. Второй называется sRAW. Съемка в этом режиме дает на выходе RAW-файлы по 13-20 мегабайт, что гораздо меньше, чем полноразмерные кадры с 30-мегапиксельной матрицы фотоаппарата. Разницы между RAW и sRAW я особо не заметил, поэтому снимаю в большинстве случаев именно в sRAW, это экономит мне много места на рабочем компьютере и карточках памяти. Хотя, возможно, когда я плотнее изучу данный вопрос, что-то и поменяется. Время покажет.

Матрица и качество изображений

В EOS R установлена полнокадровая матрица на 30 мпикселей. Она сюда перекочевала из 5d mark IV. Звезд с неба она не хватает, по тестам авторитетных источников она не дотягивает до топовых полнокадровых матриц Sony, Nikon и Pentax (которые, правда, в большинстве своем являются разработкой именно Sony). Тут же Canon старается держаться и без помощи Sony производить матрицы. Обновляются они из-за этого в том числе не часто. Вообще, я с уважением отношусь к различным тестам, но в реальных условиях прочуствовать преимущества более “рейтинговых” матриц у меня не удается. По сути, все они снимают плюс-минус одинаково с точки зрения деталей, шумов и динамического диапазона. Основное отличие — цвет изображений. И это главное отличие для меня в плане матриц.

Ох, как же я страдал с Nikon в своё время. И как же сейчас многие владельцы Sony страдают, хоть и не все признаются. На мой взгляд сегодня наиболее привлекательные цвета (особенно в плане скинтона) выдают фотоаппараты Canon и Fuji. Тема дискуссионная, это моё личное мнение, навязывать его не собираюсь.

Тем не менее, на форумах очень плотно обсуждают вопрос, что нынче Canon тоже стал слишком зеленить картинку — что раньше наблюдалось со многими другими камерами других производителей, но не с Canon. Обрабатывая RAW-файлы с Canon в последние несколько месяцев я пришел к нескольким выводам на этот счет.
Первый — зеленят скорее не сами фотокарточки, а встроенные профили проявщиков, в моём случае lightroom. Потому что профили в этой программе и итоговый цвет, который мы с их помощью получаем, серьезно отличается от того, что выдает внутренний JPG камеры или проявка в родной программе DPP. То есть, Lightroom портит цвет по сути, профили отстроены не лучшим образом. Но тут сразу второй момент — всё равно цвета с Canon в lightroom не такие зеленые, как с того же pentax K1, который мы недавно тестировали. И третий вывод — практически никакой зелени нет в режиме faithful (точный). Поэтому я стараюсь использовать его для проявки портретов.

Детализация, съемка на высоких ISO и прочее — камера показывает результаты, малоотличимые от камер конкурентов. По крайней мере на глаз разницу найти сложно в этом плане. Проблема пока у меня в том, что нет современных хороших объективов, которые бы полностью раскрывали потенциал этого фотоаппарата. Когда-нибудь…

Кстати, перед матрицей стоят защитные шторки, которые в момент выключения матрицы закрывают её. Конечно, это не стопроцентная защита от пыли и грязи на матрице, но всё равно приятно. Понятно, что пыль может оседать на объективе и попасть на матрицу уже в процессе съемки, но в момент замены объектива матрица будет защищена. Но для этого надо выключать камеру перед заменой объективов. Может при замене RF оптики шторки сами закрываются, но если менять EF объективы, не снимая переходник в тушке и не выключая камеру, то матрица будет открыта для внешних воздействий. Такой вот нюанс.

Видеосъемка

При съемке видео работает всё тот же Dual Pixel. В принципе, я уже второй год снимаю видео на Canon 200D, который также использует эту систему фокусировки, и тут я вижу примерно ту же картину. Удобно снимать видео на кропнутые объективы. Можно писать FullHD, а можно 4К. В принципе, ранее я это рассказывал в ролике про использование EF-S оптики.

В отличие от 200D у EOS R есть некоторые дополнительные настройки скорости для автофокуса. Честно говоря, их я не менял, меня всё и так устраивает. Dual Pixel работает в FullHD и в 4К. При использовании EF-S оптики нет возможности снимать 50 или 60 кадров в секунду, только 30 и 25 соответственно. Такое вот ограничение, хотелось бы, чтобы его убрали прошивками, если это возможно.

Что касается битрейта видео, то тут есть два варианта качества для 4К и FullHD. IPB дает примерно 60 мбит в FullHD 50к/с, ALL-I около 170-180 мбит/с. Для FullHD эти показатели составляют 120мбит и 480 мбит соответственно. В принципе, для всех режимов видеосъемки кроме 4К 480 мбит в секунду хватает недорогой микроСД карты, подключенной через SD-переходник. Я снимаю на эту камеру обычно либо 4К 120 мбит, либо fullhd 170 мбит.

Что касается 4К. Оно здесь с кропом, около 1.75 или даже 1.8, данные разняться. К тому же максимум 30p. Если вспомнить Fuji X-T3, например, то там можно снимать видео в 4К 50-60 кадров в секунду.

В камере есть предустановленный LOG-режим, чего не было долго в 5D mark IV, а когда появилось, то только за отдельную плату. Тут же режим есть сразу. Я, честно говоря, немного разочарован тем, что он работает только в полностью мануальном режиме — то есть, выдержку, диафрагму и ISO необходимо выставлять самостоятельно. Мне в большинстве случаев с этим заморачиваться не хочется, поэтому я в cLog не снимаю.

Если перестать умничать про битрейт, кроп-фактор, LOG и прочее, то можно сказать так: качество видео на Canon EOS R мне понравилось. Как камера работает с экспозицией, автофокусом и так далее — если не циферки на бумажке читать, а снимать, то всё работает отлично. Мне работа с видео на этой камере понравилась больше, чем на X-T3, который явно более замороченный. Для любителей этот Canon точно подходит лучше в плане видео.

Опять же, учитывая, что одна из моих задач — съемка видеоблога, поворотный экран в камере для меня просто спасение. Это очень облегчает жизнь. Кстати, от PowerBank камера не работает, к сожалению. Всё-таки придется носить с собой доп. аккумуляторы.

Конкуренты

А теперь поговорим о конкурентах. Не будем углубляться, поговорим в том ключе — почему именно EOS R я выбрал, а не какого-то из его конкурентов.

Canon 5D Mark IV — внутренний конкурент EOS R. На момент покупки Р-ки было отличное предложение на эту камеру благодаря кэшбеку. Стоимость была по итогу такая же, как EOS R. Но даже это не сподвигло меня вновь купить большую тяжелую зеркалку. Я хотел более современную камеру, с электронным видоискателем и поворотным дисплеем. А учитывая, что ЕОС Р ещё и EF-S объективы позволяет использовать, так это вообще был идеальный вариант для меня на фоне 5д4.

Sony A7 III — один из главных конкурентов Canon. Сони знали, что Кэнон выпустит БЗК им в конкуренты и поэтому сделали из третьей А7 настоящего монстра. Шикарный фото и видеовозможности, двойной слот под карты памяти — вообще у этой камеры почти и нет минусов с точки зрения большинства. Но теперь вспоминаем два момента. Первый — я люблю хороший цвет в портретной съемке и мне нужно писать блог, для чего мне нужен поворотный экран. И только эти два факта уже заставляют усомниться в выборе Sony A7 III лично для меня. Но есть ещё минимум один довод — у меня нет никакой оптики для Sony A7. У меня и для Canon её было не много, но учитывая отличную совместимость камеры со старыми стеклами я понимал, что без проблем найду вариант для себя. А вот с сони всё не просто — оптика на альфу стоит очень дорого, даже неродная. Если мы говорим про переходники для Canon оптики, то я вообще это не признаю. Просто если уж вы покупаете Sony, то зачем извращаться и ставить кривой переходник под чужую оптику, которая априори будет работать хуже, чем на Canon. Искать минолтовскую оптику под сони может было и можно, но её на вторичке существенно меньше, чем оптики под Кэнон. Что тоже создает проблемы. В общем, Sony оказался не моим вариантом.

Nikon Z6. Ещё один очевидный конкурент. Со времен Nikon D610 я боюсь цвета Nikon и его автофокуса в видеорежиме. Возможно сейчас это уже не актуально и Z6 разорвала этот порочный круг? Это мы узнаем с вами совсем скоро — вот вам небольшая затравочка на будущее. Тем не менее, если вы внимательно смотрели видеоролики на моём канале или присутствовали на стримах, которые я иногда провожу, то вы знаете, что Nikon я в принципе не рассматривал. Просто из-за усталости от системы — всё-таки я ей пользовался много лет. Nikon Z6 очень похожа на EOS R, они вышли практически одновременно, они являются прямыми конкурентами. Все вы помните противостояние Nikon D700 и 5D Mark II, D800 и 5D Mark III, D4 и 1Dx. Сейчас всё начинается по-новому. Будет интересно понаблюдать, согласитесь.

Fujifilm X-T3. Этот конкурент от Fuji является более доступным решением, чем ЕОС Р и прошлые камеры-конкуренты. Также в отличие от остальных он уступает Canon EOS R по размерам матрицы — здесь она имеет кроп 1.5. Тем не менее, это максимально современная камера, с отличными видеовозможностями, она прекрасно проработана с точки зрения мелочей — всё-таки это уже третье поколение камеры. Она более продвинутая, чем EOS R во многих вопросах. Но многие ранее описанные нюансы, по которым я не выбрал A7 или Z6 актуальны и здесь — поворотного экрана нет, оптика дорогая (а ещё её здесь немного) плюс желание некоторой новизны впечатлений (всё-таки до этого у меня был X-T20), это всё заставило отказаться от покупки X-T3.

Panasonic S1. Темная лошадка с очень дорогой оптикой. Вообще, этот фотоаппарат не был анонсирован на тот момент, когда я покупал EOS R. А если бы был, то ввиду невероятной стоимости этой камеры и её оптики я бы всё равно её для себя рассматривать не стал.

Итог

Какой итог? Я купил то, что хотел, зная большую часть плюсов и минусов наперед. Этот обзор готовился долго не только из-за его объема и моего желания рассказать как можно подробнее про эту камеру, но ещё и потому, что камера мне очень понравилась по первым впечатлениям и я боялся, что это может измениться в будущем.

Но сейчас прошло уже несколько месяцев и ничего особо не поменялось. Камера меня по-прежнему радует со всеми своими плюсами и минусами. И разве не это главное? Снимать тем фотоаппаратом, который нравится, а не который “идеален” по чьему-то там мнению? Покупать ли вам эту камеру — я не знаю. Я рассказал о своей позиции, рассказал про плюсы и минусы этого фотоаппарата. Возможно он подойдет и вам, а возможно вам нужна камера от сони или никон — это вы уже должны решить самостоятельно. Особенно учитывая немалую стоимость полнокадровых БЗК этого уровня на сегодня — от 2 до 2.5 тысяч долларов.

Пожалуй, я рассказал сегодня всё, что хотел. Подписывайтесь на наш канал! Делайте правильный выбор!